3 марта – Международный день охраны здоровья уха и слуха
Всемирный день слуха (World Hearing Day) — ежегодное событие, проводимое 3 марта под эгидой Всемирной здравоохранительной организации (ВЗО).
Цель этого дня — привлечение внимания к проблемам слуха, предупреждение потери слуха и пропаганда здоровья слуха.
Каждый год Всемирная организация здравоохранения выбирает новую тему для проводимой по случаю этого дня кампании. Тема на 2024 год «Всемирный день слуха 2024: Преодолеем стереотипы. Сделаем помощь при заболеваниях уха и нарушениях слуха реальностью для всех людей!»
В 2024 году Всемирный день слуха будет направлен на повышение осведомленности и распространение достоверной информации как среди населения в целом, так и среди медицинских работников.
Слух – это важнейший интеллектуальный, эмоциональный и социальный орган чувств. На сегодняшний день потеря слуха считается самой распространенной сенсорной формой инвалидности в мире. Миллионы людей во всем мире живут с инвалидизирующей потерей слуха. По данным ВОЗ, к 2050 году почти 2,5 миллиарда человек во всем мире – то есть каждый четвертый – будут страдать той или иной степенью потери слуха.
Основными причинами глухоты и тугоухости (неполной потери слуха) называют генетические нарушения, хронические инфекции уха, ряд заболеваний: краснуха, корь, свинка, менингит, — а также воздействие некоторых лекарственных препаратов и вредных факторов окружающей среды, в первую очередь, шума. Факторы , которые воздействуют на протяжении всей жизни: серная пробка (блокирование слухового прохода ушной серой),полученная травма уха или головы.
Все большее беспокойство вызывает растущий уровень воздействия громких звуков в культурно-развлекательных и спортивных учреждениях, таких как ночные клубы, дискотеки, пабы, бары, кинотеатры, концертные залы, стадионы и даже фитнес-центры. Современные технологии становятся все более распространенными, и зачастую такие устройства, как аудиоплееры, используются для прослушивания музыки с небезопасными уровнями громкости и в течение продолжительного периода времени. Регулярное воздействие громких звуков создает серьезную угрозу развития необратимой потери слуха.
По мнению медиков, более половины всех случаев глухоты и прочих нарушений слуха можно предотвратить, устранив причины их развития. В числе превентивных мер чаще всего называют иммунизацию населения, охрану здоровья матери и ребенка, обеспечение гигиены труда.
Кроме того, врачи дают советы родителям. В частности, рекомендуется следить, чтобы в уши ребенка не попадала грязная вода; не шлепать ребенка, особенно по ушам; обучать детей не вставлять в уши посторонние предметы; в случае каких-либо тревожных симптомов немедленно обращаться в медицинские учреждения.
Раннее выявление потери слуха и заболеваний уха имеет решающее значение для эффективного оказания помощи пациентам.
Для этого необходим систематический скрининг для выявления заболеваний органов слуха и связанных с ними нарушений слухового восприятия в группах наибольшего риска. К ним относятся:
• новорожденные и грудные дети;
• дети дошкольного и школьного возраста;
• люди, подвергающиеся воздействию шума или химических веществ на работе;
• люди, принимающие ототоксичные лекарственные препараты;
• люди пожилого возраста.
Проверка слуха и осмотр ушей могут проводиться как в условиях стационара, так и амбулаторно. В случае выявления потери слуха важно, как можно скорее принять надлежащие меры, чтобы смягчить любые неблагоприятные последствия.
Реабилитация помогает людям, страдающим потерей слуха, функционировать на оптимальном уровне, т. е. обрести максимально возможную самостоятельность в повседневной деятельности. В частности, благодаря реабилитации они могут учиться, работать, организовывать свой досуг и выполнять значимые функции, в том числе семейные и общественные, на протяжении всей жизни. Методы реабилитации людей с потерей слуха включают:
• предоставление технических средств коррекции слуха (в частности, слуховых аппаратов, кохлеарных имплантатов и имплантатов среднего уха) и обучение их использованию;
• речевая и языковая терапия для улучшения навыков восприятия и развития коммуникативных и языковых способностей;
• обучение использованию языка жестов и других способов сенсорного замещения (таких как чтение по губам, письмо на ладони, метод тадома, общение жестами);
• предоставление ассистивных слуховых технологий и услуг (таких как частотная модуляция и системы с обратной связью, сигнализаторы, телекоммуникационные устройства, субтитры и сурдоперевод);
• консультирование, обучение и сопровождение пациентов для повышения качества их образовательной, трудовой и социальной деятельности.
Берегите органы слуха!