ТО ТАКОЕ ФЛИКЕР?
Фликеры - это световозвращающие элементы, которые отражаются в свете фар автомобиля и позволяют водителю увидеть пешехода (велосипедиста) в темное время суток. В дословном переводе с англ. языка означает "мерцание, колеблющийся свет, вспышка". Фликер состоит из специального световозвращающего материала, нанесенного на текстильную и пластиковую поверхность. Световой поток возвращается к его источнику при помощи микропризм, из которых состоит фликер. Качественный фликер должен быть заметен в свете фар на расстоянии до 400 метров. В Беларуси широкое распространение фликеры получили во время программы по повышению безопасности дорожного движения "Минус 100", в настоящее время в ГАИ проводится программа по повышению безопасности дорожного движения «Взаимопонимание», которая также предусматривает широкое распространение и популяризацию светоотражающих элементов. Были внесены соответствующие изменения в Правила дорожного движения. Определена административная ответственность пешеходов и велосипедистов. В лексиконе сотрудников ГАИ даже появился термин "фликеризация населения". Прошли многочисленные акции под слоганом "Стань заметней в темноте". На самом деле прототипы фликеров использовали еще в СССР. Многие помнят катафоты на велосипедах. Однако, по словам сотрудников ГАИ, они обладали светоотражающим свойством, а не световозвращающим, и поэтому были не столь эффективными. В 2007-2010-м годах в Беларуси была проведена широкомасштабная кампания по пропаганде фликеров. Это было вызвано необходимостью: около половины ДТП с погибшими и пострадавшими - аварии с участием пешеходов. Считая, что фликеры могут стать эффективным способом профилактики, ГАИ сначала стала убеждать, а потом обязала носить пешеходов и велосипедистов фликеры при определенных условиях (неосвещенные участки трасс и улиц в темное время суток). Однако многие игнорировали призывы ГАИ по разным причинам. В связи с этим в 2011 году ГАИ путём наложения административных взысканий в виде штрафов заставила граждан носить световозвращающие элементы.
Пункты ПДД
Пешеход обязан:
П.17.1. двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по обочине. В случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним допускается движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств. При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются техническими нормативными правовыми актами;
П.17.3. при отсутствии в пределах видимости пешехода подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка переходить (пересекать) проезжую часть дороги по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен и своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств. При пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами)
Штрафы
За нарушение этих пунктов ПДД и отсутствие фликера (-ов) грозит штраф в размере от 1 до 3 базовых величин, если нарушитель находится в состоянии опьянения штраф составит от 3 до 5 базовых величин. Риск наезда на пешехода (если у него есть фликер) в темное время суток снижается в 6-8 раз. По результатам проводимых сотрудниками ГАИ, силуэт человека (без фликера) ночью виден в свете фар с расстояния 25-30 метров. В то же время благодаря световозвращающим элементам его можно заметить с расстояния до 400 метров.
ДЕТИ НА ДОРОГЕ И ПРИЧИНЫ ДТП
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с самого раннего возраста.
Задача педагогов и родителей – воспитать из детей грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Значительный пласт работы – это профилактика ДДТТ и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Авторы многих работ, посвященных изучению детского травматизма, отмечают, что почти 2/3 из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы.
Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий.
1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом;
2. Выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия;
3. Игра на проезжей части;
4. Ходьба по проезжей части;
Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как незрелость, неспособность правильно оценивать обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Все физиологические системы ребенка еще не достигли своего полного развития. Более того, они находятся в состоянии становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.Психологи уже давно установили, что дети, в силу своих возрастных психологических особенностей, не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда просто повторяют то, что делают в таких случаях взрослые. Да, взрослые пытаются перебежать улицу. И перебегают (правда не всегда успешно), в чем помогает им умение «прикинуть» расстояние до машины и оценить ситуацию на дороге. Но это взрослые, а дети ?
Улица и транспорт - это элементы окружающей среды, и освоение их детьми имеет свои особенности. Для детей важен личный опыт. Вспомните первое знакомство с огнем, иглой и т.д. Но ситуацию с дорогой и транспортом ребенок не может "оценить" лично, а последствия дорожно-транспортных происшествий и легкий порез или ожог - не одно и то же. Дорожно-транспортное происшествие - это трагедия, и в этом случае "личный" опыт ребенка недопустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом.
Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате - мозг ребенка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Часто дети переоценивают безопасность собственного поведения.
Таким образом, обучение детей правилам безопасного поведения на дороге может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек, своим личным примером.