ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ВОСПИТАННИКОВ
ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. Каждому взрослому хочется защитить своего малыша, «спрятать его под хрустальный колпак» и не отпускать от себя ни на шаг, но это невозможно. Ребенок растет и учится быть самостоятельным, а значит, родителям и педагогам необходимо объяснить ему правило, прививать культуру безопасного поведения в таком интересном, но опасном, полном неожиданностей, мире.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников является одним из актуальных и значимых направлений работы нашего учреждения дошкольного образования.
Содержание деятельности, направленной на создание условий безопасности жизнедеятельности, представлено в учебной программе дошкольного образования, которая ставит задачу сформировать социальный опыт, личностные качества ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях. В рамках решения данной задачи педагоги формируют представления о значимости безопасного поведения для охраны жизни и здоровья: правилах дорожного движения; безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях; пожарной безопасности; общения с незнакомыми людьми на улице и др.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников осуществляется посредством тесного взаимодействия педагогов учреждения дошкольного образования, законных представителей, социума и начинается, прежде всего, с создания необходимой развивающей предметно-пространственной среды.
В учреждении в каждой группе созданы уголки безопасности, оснащенные разнообразными игровыми пособиями, художественной литературой, энциклопедиями, альбомами для рассматривания, детскими журналами, моделями пожарной техники, оборудования, машин специального назначения и т.д., которые воспитанники активно используют в процессе самостоятельной и совместной с педагогом деятельности.
Образовательный процесс с воспитанниками по формированию основ безопасности жизнедеятельности в учреждении дошкольного образования строится с учетом их возрастных особенностей, с опорой на ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности – игру.
Как в специально организованной, так и нерегламентированной деятельности с детьми дошкольного возраста проводятся игры, занятия, спортивные праздники, развлечения, в которых они могут попробовать себя в роли спасателей, закрепить имеющиеся у них навыки безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Важной составляющей в системе работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста является повышение профессиональной компетентности педагогов. С этой целью осуществляется целенаправленное информационно-методическое сопровождение их деятельности.
В годовом плане предусмотрено проведение семинаров, консультаций, мастер-классов по проблеме безопасности жизнедеятельности, организация выставок и другие формы работы.
Особое внимание уделяется взаимодействию с законными представителями воспитанников по вопросам безопасности жизнедеятельности. Одной из эффективных форм работы с семьей являются родительские собрания с приглашением сотрудников Министерства по чрезвычайным ситуациям. Через решение проблемных ситуаций, творческие задания, беседы, видеофильмы у законных представителей формируется культура безопасного поведения, которую они впоследствии передают своим детям.
Научить ребенка безопасности – задача непростая. Но делать это нужно с самых маленьких лет. Ведь формируется культура безопасности на всю жизнь. Конечно, самое главное при этом – собственный пример взрослых. Их безопасное поведение, соблюдение правил, забота, поддержка и защита.