Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

В помощь учителю-дефектологу в работе

Дата: 5 марта 2019 в 13:43, Обновлено 3 октября в 09:17
Автор: Сивак Л. В.

    

Использование стимулов при организации взаимодействия родителя и ребёнка

Поведенческая терапия является одним из основных подходов к коррекции нарушений поведения различной природы. В то же время, практика показала, что формирование знаний, умений и навыков у детей с аутистическими нарушениями также происходит более успешно с применением основ поведенческой терапии.

Компоненты, составляющие обучающую ситуацию:

- стимул, запускающий поведенческую реакцию («различительный стимул», Sd) – например, инструкция взрослого;

- реакция, возникающая в ответ на запускающий стимул («ответ», R) – например, ответ ребёнка;

- стимул в среде, следующий за поведенческой реакцией («стимул-последствие», Sc) - «последствие» поведения, например, предоставленное взрослым поощрение.

Стимул-последствие, появление которого сразу после реакции приводит к тому, что вероятность её появления в будущем увеличивается, называется подкрепляющим стимулом (подкреплением, поощрением).

Подкрепление может быть положительным (появление подкрепляющего стимула) и отрицательным (исчезновение неприятного для организма стимула).

Например, на вопрос учителя (запускающий стимул) ребёнок правильно отвечает (реакция) и получает конфету – это положительное подкрепление.

Болит голова (запускающий стимул) – человек принимает таблетку (реакция) – боль проходит (исчезновение неприятного стимула), и в будущем, скорее всего, он будет использовать этот же препарат – это пример отрицательного подкрепления.

Формирование нового навыка предполагает, что мы знаем, как вызвать нужную нам реакцию и затем подкрепить её, сделав её появление стабильно связанным с запускающим стимулом.

Наиболее часто для формирования новых навыков используем положительное подкрепление. Подкрепляющие стимулы можем разделить на 3 основные группы: материальные, социальные и занятия, виды деятельности.

Материальными стимулами могут быть лакомства, любимые игрушки, книги и т.п.

К социальным стимулам относится все, что связано с общением: улыбка другого человека, приятный тактильный контакт, словесное одобрение и т.п.

Занятия, виды деятельности – рисование, прослушивание музыки, общение по телефону и т.д.

Для того, чтобы положительное подкрепление было эффективным, нужно помнить:

1.Увеличение частоты появления формируемой реакции служит доказательством того, что подкрепление имеет место быть.

2.Подбор поощрений должен быть индивидуальным. С этой целью наблюдаем за ребёнком, предлагаем ему «доску выбора поощрений».

3.Чтобы подкрепление было эффективным, подкрепляющий стимул должен предоставляться во время или сразу после той реакции, которую пытаемся сформировать («правило 30 секунд»).

4.Важно, чтобы подкреплялась именно желательная реакция.

5.При обучении новым навыкам подкрепление должно производиться часто, затем становится более зависимым от правильности ответа, потом переходим на случайное расписание подачи поощрений.

6.Важно подобрать такие виды поощрений, использование которых не занимало бы много времени.

7.Размер поощрений должен соответствовать затраченным усилиям.

8.Необходимо изъять поощрения из свободного доступа, избегать пресыщения определённым видом поощрений (особенно пищевых).

9.При использовании подобного прямого подкрепления иногда возникают определённые трудности: затрачивается много времени, цепь операций, выполняемая ребёнком, прерывается и т.п. Для того, чтобы решить эти проблемы, используем жетоны – любые предметы небольшого размера (кубики, монеты, наклейки), получив определённое количество которых ребёнок может обменять их на подкрепляющий стимул.

Подкрепление с использованием жетонов производится следующим образом.

Ребёнку предлагается выбрать один из подкрепляющих стимулов. На начальных стадиях обучения выбору ребёнку показывают 2 объекта (или их изображения) и говорят: «Выбери, что ты хочешь – пить сок или читать книгу». Чтобы «спровоцировать» его на выбор, один из предлагаемых предметов должен быть заведомо более привлекательным, чем другой. Педагог или родитель берёт выбранный предмет или его изображение, кладет на доску для подкрепления, привлекая внимание ребёнка и говоря: «Смотри, ты выбрал (пить сок)».

Затем он демонстрирует ребёнку жетон в своей руке и говорит: «Если будешь хорошо заниматься, то получишь звёздочку (монетку) и будешь пить сок (танцевать, рисовать и т.п. – то, что выбрал ребёнок)».

Ребёнку предъявляется инструкция (на начальном этапе – знакомая, легко выполнимая). Как только ребёнок её выполняет, жетон мгновенно кладётся на доску рядом с обозначением подкрепления и ребёнок поощряется похвалой, описывающей поведение (например, «Ты просто умница, открыл книгу – держи звёздочку. Ты можешь пить сок»). Карточка с изображением поощрения снимается с доски, и ребёнок получает желаемое подкрепление.

Со временем количество жетонов можно увеличивать (до 10 и более).

Постепенно подкрепление начинает использоваться только при обучении новым навыкам. Освоенные ребёнком навыки сами по себе становятся для него привлекательными и не требуют подкрепления.

Список использованных источников

1.Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.

2.Лебединская, К.С. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм / К.С. Лебединская, О.С Никольская, Е.Р. Баенская, — М.: Просвещение, 1989.

3.Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2015.

4.Морозова, С.С. Коррекционная работа при осложненных формах детского аутизма. I, II части / С.С. Морозова — М.: ООО «Центркомплект», 2004.

5.Морозова, С.С. Составление и использование индивидуальных коррекционных программ для работы с аутичными детьми. / С.С. Морозова — М.: ВЛАДОС 2008.

6.Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, — М.: ТЕРЕВИНФ, 1997, (2002).

7.Питерс, Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию / Т.  Питерс – СПб.: ВЛАДОС, 2002.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.