Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Советы учителя-дефектолога

Дата: 28 ноября 2016 в 21:18, Обновлено 3 октября в 09:36
Автор: Змушко Г. М.

Зачем нужно читать ребенку книги и когда можно начинать их читать?  

                                                                                          Волощук А.С., учитель-дефектолог

Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, чем раньше начинается знакомство ребенка с книгами, тем быстрее он их полюбит, научится слушать. Но, с другой стороны, в полгода ребенок еще не в состоянии понять прочитанного. Стоит ли опережать события? А почему бы и нет. Ведь есть книжки для малышей, в которых всего несколько строчек очень простого текста и красивые, яркие, понятные картинки. Как правило, эти картинки сопровождаются короткими стишками или потешками, содержащими многократно повторяющийся звуковой ряд: «киска-киска – брысь-брысь-брысь…». Слыша эти слова, ребенок радуется, потому что узнает их. К тому же детям очень нравится поэтическая ритмика. В два года нужно читать уже совсем другие книги, но согласится ли ребенок их слушать, если он не был вовлечен в мир литературы еще тогда, когда ему было сложно даже подражать звукам животных?

К тому же книга способствует более быстрому формированию речевых навыков, что очень важно. Неслучайно рекомендуется с самого раннего возраста читать детям сказки Пушкина, так как они способствуют пониманию языка, запоминанию его звучания. Современные дети начинают говорить в целом на полгода позже, чем еще 20 лет назад. Возможно, это связано именно с тем, что родители стали меньше внимания уделять книгам.

Как подобрать книгу по возрасту?

Прежде всего, нужно руководствоваться тем, насколько ваш ребенок способен воспринять данный текст. Некоторые дети уже в 3 года с удовольствием слушают рассказы Носова, тогда как другие с трудом понимают самые простые сказки. Все зависит от опыта ребенка. Если ему постоянно и много читали, пересказывали и обсуждали с ним прочитанные книги, ему намного легче перейти от волшебной сказки к реальной жизни и начать слушать рассказы.

Очень важным показателем доступности книги является то, о детях какого возраста в ней рассказывается. Например, в рассказах Н. Носова мальчикам по 6-7 лет, стало быть, читать эту книгу в два и даже четыре года еще рановато. В целом ребенок сможет понять содержание, ему будет интересно слушать о забавных случаях, но большая часть событий останется непонятой, поскольку у него еще недостаточно жизненного опыта. Повесть-сказка А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» рассказывает о мальчике, которому 7 лет. Но эту книгу очень любят дошкольники, потому что в ней есть элемент сказки, который стирает возрастные границы. Карлсон – герой без возраста. А вот другая повесть той же Астрид Линдгрен «Эмиль из Ленеберги» – о пятилетнем мальчишке-шалуне. Именно пятилетние дети от нее в восторге, потому что им все абсолютно понятно, сюжет не вызывает затруднений, легко воспринимается и запоминается. Поэтому

выбирая ребенку книгу, пролистайте ее и обратите внимание на возраст героев. Ведь они поступают так же, как мог бы поступить и ваш малыш, окажись он на их месте. Чем ближе возраст героев книги к возрасту вашего ребенка, тем более понятной будет для него данная книга.

Сказки, казалось бы, не имеют возрастных ограничений. Волшебство любят все и всегда. Однако это не совсем так. Сказка «Теремок» и «Снежная королева» очень сильно отличаются друг от друга, и, если первая пятилетнему малышу уже неинтересна, то вторая еще пока малопонятна.

Детям до полутора лет нужно читать коротенькие стишки А. Барто, С. Маршака, сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок». С полутора лет начинается знакомство с К. Чуковским и его неисчерпаемым наследием малопонятных и от этого, наверное, столь привлекательных для детей сказок.

«Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-цокотуха», «Доктор Айболит» – дети очень любят эти произведения, постоянно просят перечитывать их, пока не запомнят наизусть. Кроме того, именно в этом возрасте начинается знакомство с русской народной сказкой, сказками В. Сутеева и другими. Не следует забывать и о стихах. Большой популярностью у детей двух-трех лет пользуется сборник стихов Юнны Мориц «Большой секрет для маленькой компании».

После трех лет можно переходить к более объемным произведениям, которые будут читаться каждый вечер перед сном. Это бессмертные творения Эдуарда. Успенского «Крокодил Гена и его друзья», «Трое из Простоквашино»,

«38 попугаев» Григория Остера, «Виннипух и все-все-все» Алана Александра Милна, уже упоминавшаяся повесть-сказка Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон», «Приключения Буратино» А.Н. Толстого.

В четыре года дети начинают осознавать происходящее в книге и выражать свое отношение. Важно не упустить этот момент и включить в список книг

«Приключения олененка Бэмби», «Золушку» и «Белоснежку». Это книги о взаимоотношениях, переживаниях, боли. Эти чувства очень важны для человека, их нужно научиться понимать. Сказка о трогательном олененке заставляет плакать и взрослых. Дети, которые уже научились слушать книгу, нередко впервые задумываются о несправедливости и всерьез переживают прочитанное. После такой тяжелой книги обязательно переключитесь на что-нибудь более спокойное и веселое.

Выбирать книги для детей 5-6 лет уже проще, поскольку жизненный опыт ребенка позволяет ему многое понять и усвоить. В этом возрасте можно начать посещать детскую библиотеку, чтобы он сам мог выбрать ту книгу, которую ему было бы интересно прочесть. Многие дети в этом возрасте уже начинают учиться читать самостоятельно, в этом случае собственный выбор ребенка особенно важен.

Конечно, первые познания об окружающем мире ребенок получает посредством визуального и тактильного восприятия. Однако уже спустя

несколько первых месяцев жизни малыш может впитывать информацию при помощи слуха. Большинство родителей начинают разговаривать и читать своему ребенку еще до его рождения, и продолжают это делать в последующие годы его жизни. Это дает прекрасные результаты.

Чтение позволяет передавать знания и давать ребенку новые понятия о разных областях жизни, именно поэтому чтение считается самым полезным навыком. Приучать детей читать следует с самого раннего возраста, и делать это можно ежедневно читая им. К счастью сегодня в большом разнообразии представлены интересные, красочные и увлекательные детские книги, которые не оставят вашего ребенка равнодушным.

В вопросе о чтении, хочется обратиться к родителям с просьбой, не преуменьшать значение чтения обычных книг детям на всем этапе развития. Сегодня большинство детей уже на третий-четвертый год жизни погружаются в мир компьютерных игр и мультфильмов, и увлечь их чтением крайне сложно. Поэтому родители должны ранее заложить у малыша привычку ежедневного чтения. Подбирайте литературу в соответствии с возрастом и интересами ребенка, и он с удовольствием будет уделять время этому увлекательному занятию. Занятые родители могут выбрать и купить книги онлайн в интернет магазине с доставкой, таким образом, вы всегда сможете пополнять запасы домашней детской библиотеки. Используя книги, вы также можете разучивать стихи и учить ребенка пересказывать сказки и рассказы, тем самым развивая интеллектуальные способности детей. Интересные книги-игрушки подойдут для самых маленьких детей читателей и будут долго развлекать вашего малыша.

В конце хочется привести лишь несколько убедительных фактов в пользу чтения: развитие логического мышления – книги с загадками, логическими головоломками и увлекательные рассказы помогут ребенку учиться мыслить, видеть связь действий и последствий, научат его различать хорошее и плохое.

Чтение формирует нравственные и духовные ценности человека в любом возрасте - поучительные рассказы и сказки практически всегда имеют моральный подтекст, прививая ребенку определенный взгляд на жизнь.

Чтение успокаивает – это дополнительная возможность общения с ребенком в спокойной, благоприятной обстановке.

Чтение стимулирует работу мозга.

Чтение учит высказывать свои мысли и общаться с людьми.

Поэтому, непременно найдите в круговороте повседневных дел полчаса для чтения вместе со своим ребенком, это время сполна окупится в будущем – вы сблизитесь с ребенком, поможете ему развиваться умственно и нравственно и привьѐте ему ценную привычку на всю жизнь!

Список литературы:

  1.  Гербова, В .В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 144 c.
  2. Крылова, О. Н. Я учусь говорить правильно. 3-4 года / О.Н. Крылова. - М.: Экзамен, 2014. - 518 c.
  3. Цвынтарный, В.В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем / В.В. Цвынтарный. - МоскваМашиностроение, 2001. - 444 c.

Практические рекомендации для развития мелкой моторики
          
Консультация для законных представителей воспитанников
                                                                                                        
Упражнения для развития мелкой моторики рук:
• Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять. Барабанить пальцами обеих рук по столу.
• Махать в воздухе только пальцами.
• Делать “фонарики” кистями рук.
• Хлопать в ладони в различном темпе тихо и громко.
• Собирать в щепотку все пальцы.
• Разминать пальцами глину или пластилин.
• Катать каждым пальцем по очереди шарики, камешки и мелкие бусинки.
• Перебирать крупу, зерна, семечки.
• Разжимать и сжимать кулаки.
• Указательным и средним пальцами руки “ходить” по столу.
• Упражнение проводится попеременно правой и левой руками.
• Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
• Наматывать тонкую проволоку на катушку или на палец.
• Сматывать, разматывать клубок. Завязывать узлы на шнуре или на веревке.
• Застегивать молнии, замки, крючки, пуговицы.
• Выкладывать из шнурков или ниток узоры, закручивать крышки, заводить ключами механические игрушки, закручивать гайки и шурупы.
• Игры с конструкторами, мозаиками, кубиками.
• Выкладывание различных фигур из спичек или палочек.
• Выкладывание узоров из пуговиц. Прицеплять бельевые прищепки на веревочку.
• Складывание матрешек
• Рисование в воздухе.
• Мять поролоновые шарики или губки руками.
• Рисовать, раскрашивать, штриховать.
Положительное воздействие на развитие движений пальцев и кистей рук оказывает массаж, а также занятия ручным трудом (изготовление различных поделок из дерева, картона, бумаги, каштанов, ниток, желудей, соломы и т.д.) и изобразительной деятельностью (рисованием, лепкой, аппликациями). Большое значение развитии мелкой моторики придает систематическая работа с ножницами (вырезание предметов по контуру). Немаловажной составляющей работы по развитию мелкой моторики являются “игры для пальцев”. Они увлекательны и способствуют развитию речи. Предметом отображения “игр для пальцев” является реальность окружающего нас мира – различные предметы, люди, животные, явления природы. В процессе этих игр дети активизируют моторику рук, повторяя движения за взрослыми. “Игры для пальцев” представляют собой инсценировку каких-либо рифмованных сказок и историй с помощью пальцев. В большинстве игр необходимо участие обеих рук, что позволяет детям ориентироваться в понятиях “вверх”, “вниз”, “влево”, “вправо” и т.п. Дети любят изображать с помощью рук предметы и явления, например: правая ладонь, сжатая в кулак, левая, плотно прижатая сверху, - стул и т.д.

Автоматизация звуков в домашних условиях

Консультация для законных представителей воспитанников

                                                                        

Дорогие родители!

               Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ученик ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно)  звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на  этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных  звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям  ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.

         Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.  С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление  условно-рефлекторных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

           К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

      У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.    Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

     Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

          В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

         Наряду с развитием звуковой  стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи. 

          Главная задача этапа автоматизации звуков  – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий

Специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности

Консультация для законных представителей воспитанников

         Часто родители жалуются логопеду на то, что "ребенок все знает, все понимает, но упорно молчит". "Не хочет говорить" - родительское оправдание молчания ребенка. Или "не считает нужным говорить со мной, просить о чем-либо".

          После диагностики речевого и интеллектуального развития ребенка-молчуна и выяснения того, что причиной "упорного" молчания ребенка не является какое-либо нарушение познавательной сферы, алалия или тугоухость, я даю родителям один простой, но тем не менее самый важный совет: с ребенком нужно разговаривать.

          И тут важно отметить, что зачастую родители просто не знают, как нужно общаться с ребенком. Данная статья подскажет взрослым, как нужно строить беседу с ребенком таким способом, что бы малыш "захотел" разговаривать с ними.

Разговор с самим собой.

 Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями -  доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко»,     «Таня пьет молоко» и т. п. 

                                                                    Параллельный разговор.

  Этот прием отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Как правильно развивать речь ребенка в 3–4 года?

Консультация для законных представителей воспитанников


                                                                                                                                                                                                         

С 3 до 4 лет речевым развитием ребенка родители могут заниматься самостоятельно, не обращаясь к логопеду. При наличии сильных дефектов речи в этом возрасте можно посетить стоматолога, который может определить наличие таких факторов, нарушающих правильное произношение, как неправильный прикус или короткая уздечка. Что касается обычных недостатков детской речи, их можно исправлять без профессиональной помощи. Когда ребенок произносит какое-либо слово неправильно, взрослым необходимо ненавязчиво исправлять его. Делать это удобнее всего с помощью вопросительных фраз: лучше не говорить малышу прямо, как должно произноситься слово, а просто переспросить его, употребив это слово правильно. Также родителям и близким необходимо следить за собственной речью. Не следует употреблять слова-«паразиты», а также использовать много уменьшительно-ласкательных форм. Лучше изначально произносить слова правильно, чтобы ребенок запоминал и повторял их так, как они и должны звучать. Для полноценного развития речи ребенку 3–4 лет обязательно нужно читать как можно больше сказок и стихотворений. При этом важно обсуждать с малышом прочитанное: задавать ему вопросы про сюжет и героев произведения, тем самым провоцируя на пересказ. В этом возрасте дети очень хорошо запоминают стихи и песни, а их разучивание поможет не только улучшить произношение ребенка, но и будет хорошим упражнением для развития памяти. Кроме того, необходимо прививать ребенку любовь к творчеству и рукоделию. Развитие речи детей 3 лет находится в прямой зависимости от мелкой моторики, поэтому если ребенок играет с мелкими предметами, его речь будет совершенствоваться активнее. С малышом можно заниматься лепкой из глины или пластина, плести бусы, учить его завязывать шнурки или делать аппликации.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.