Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

О правилах экскурсионного обслуживания

Дата: 13 декабря в 10:00, Обновлено 13 декабря в 10:07
Автор: Сивак Л. В.
23 просмотра

    

РАЗЪЯСНЕНИЕ

о порядке действий физических лиц при

оказании ими услуг по экскурсионному

обслуживанию

Проводить экскурсии в Беларуси могут только специалисты, которые аттестованы в государственном учреждении «Национальное агентство по туризму» и имеют соответствующие документы.

Данные требования регулируются:

  • Законом Республики Беларусь от 11 ноября 2021 г. № 129-З «О туризме» (https://mst.gov.by/ru/zakonodatelstvo/turizm/zakony.html);
  • Положением о порядке и условиях прохождения профессиональной аттестации, подтверждающей квалификацию экскурсоводов и гидов-переводчиков, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 сентября 2022 г. № 582 (https://mst.gov.by/ru/zakonodatelstvo/turizm/postanovleniya.html);
  • постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 4 июля 2023 г. № 33 «Об установлении профессиональных
    и этических требований к экскурсоводам и гидам-переводчикам» (https://mst.gov.by/ru/zakonodatelstvo/turizm/postanovleniya.html).

Что это значит? Это значит, что только лица, которые подготовились и прошли профессиональную аттестацию, подтверждающую квалификацию экскурсоводов, гидов-переводчиков (далее, если не указано иное, – аттестация), посредством компьютерного тестирования на знание истории и географии Беларуси, политического устройства, языкознания и методики экскурсионной работы, а также прошли устное собеседование по избранной теме. Аттестационной комиссии претендент должен представить контрольные тексты, технологические карты экскурсий и иные документы в соответствии с пунктом 10 Положения о порядке и условиях прохождения профессиональной аттестации, подтверждающей квалификацию экскурсоводов и гидов-переводчиков.

В случае успешного прохождения аттестации претендент получает бейдж, свидетельство и перечень тем, которые он защитил. Данные атрибуты экскурсоводу, гиду-переводчику необходимо иметь при себе.

Обращаясь в туристическую компанию, необходимо уточнить: аттестованные ли у них экскурсоводы, гиды-переводчики. Туристические компании могут работать только с аттестованными специалистами. Иностранные экскурсоводы проводить работать на территории Республики Беларусь не могут.

В свете вступившего в силу с 1 октября 2024 г. Закона Республики Беларусь от 22 апреля 2024 г. № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» Министерство спорта и туризма также разъясняет, что оказание экскурсионного обслуживания возможно в нескольких формах.

Первая форма – в качестве служащего в организациях, занятых в туризме, на основании трудового договора (контракта), порядок заключения и действия которых определен Трудовым кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства о труде.

Вторая форма – в качестве лица, выполняющего работу (оказание услуг) на основании гражданско-правового договора. С учетом положения абзаца семнадцатого части третьи пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь деятельность таких лиц не носит характер предпринимательской деятельности при условии, что гражданско-правовой договор отвечает требованиям законодательства.

В частности, Указом Президента Республики Беларусь  от 6 июля 2005 г. № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» определено, что в гражданско-правовых договорах в обязательном порядке должны быть указанные следующие существенные условия:

  • предмет договора, которым является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности (в частности, оказание экскурсионного обслуживания);
  • порядок расчета сторон по гражданско-правовым договорам, включая суммы, подлежащие выплате;
  • обязательство заказчика – юридического лица или индивидуального предпринимателя, предоставляющего работу гражданам по гражданско-правовым договорам (далее – заказчик), по уплате за них
    в установленном порядке обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;
  • обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон гражданско-правового договора, перечисленных в подпунктах 1.3 и 1.4 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314, и ответственность за их невыполнение;
  • основания досрочного расторжения гражданско-правового договора;
  • ответственность за неисполнение заказчиком обязательств по оплате выполненной работы, оказанной услуги либо созданного объекта интеллектуальной собственности в виде неустойки в размере не менее 0,15 процента невыплаченной суммы за каждый день просрочки;
  • обязательство заказчика по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности по заключенным им гражданско-правовым договорам с гражданами осуществляется в местах, предоставленных заказчиком.

Третья форма – в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку экскурсионное обслуживание отнесено к видам деятельности, разрешенным для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя (приложение 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2024 г. № 457). В этом случае предъявляется требование о прохождении государственной регистрации в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

Важно отметить, что экскурсоводы, гиды-переводчики независимо от выбора формы работы обязаны пройти аттестацию в соответствии с Положением о порядке и условиях прохождения профессиональной аттестации, подтверждающей квалификацию экскурсоводов и гидов-переводчиков.

Нарушение законодательства о предпринимательстве, как и запрета о проведении экскурсий без прохождения аттестации, установленного в пункте 4 статьи 34 Закона Республики Беларусь «О туризме», является административным правонарушением и влечет ответственность:

  • по части 2 статьи 13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях – за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, когда такая регистрация является обязательной;
  • по части 3 статьи 13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях – за осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается. Сюда же относится проведение экскурсий на территории Республики Беларусь без прохождения аттестации, поскольку пунктом 4 статьи 34 Закона Республики Беларусь «О туризме» установлен соответствующий запрет.

Одновременно отмечаем, что с учетом положений статьи 33 названного Закона экскурсионное обслуживание осуществляется только при заключении с участниками туристической деятельности соответствующего договора.

Договор оказания экскурсионных услуг считается заключенным в надлежащей форме:

  • при составлении одного текстового документа, включая документ в электронном виде (в том числе электронный документ), или обмене текстовыми документами, включая документы в электронном виде (в том числе электронные документы), которые подписаны сторонами собственноручно либо с использованием средств связи и иных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей, если такой способ подписания позволяет достоверно установить, что соответствующий текстовый договор оказания экскурсионных услуг подписан его сторонами (факсимильное воспроизведение собственноручной подписи с помощью средств механического или другого копирования, электронная цифровая подпись или другой аналог собственноручной подписи, обеспечивающий идентификацию стороны по договору оказания экскурсионных услуг), и не противоречит законодательству и соглашению сторон;
  • с момента выдачи экскурсанту документа, формируемого кассовым оборудованием и (или) платежным терминалом и подтверждающего оплату экскурсионных услуг независимо от формы расчета, либо
    с момента совершения платежа за экскурсионные услуги посредством автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства Республики Беларусь;
  • с момента выдачи квитанции на экскурсионные услуги по форме, установленной Министерством спорта и туризма, и кассового чека или иного платежного документа, подтверждающего оплату экскурсионных услуг.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.